Дмитрий СЛЕПУШКИН
О творчестве Дмитрия Слепушкина
«Живопись – это поэзия, которую видят», - сказал на рубеже XV-ХVI вв. Леонардо да Винчи. Работы Заслуженного художника России Дмитрия Слепушкина – живое воплощение этого высказывания.

В своем творчестве художник обращается к теме героического прошлого России. В фокусе его особого внимания - период Отечественной войны 1812 года. Этому славному времени посвящено одно из первых серьезных исторических полотен Дмитрия Слепушкина - «Молебен перед боем» (1994 г.).

Герои произведений художника – исторические личности, судьбы которых зачастую становились вехами в жизни государства. Это и российские самодержцы - «Император Павел I», «Николай I», и люди, ставшие легендой благодаря своему мужеству и отваге - работы «Атака. Подвиг генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой», «Казачий разъезд», «У ворот города. Армия Петра I в Прибалтике», «Последнее свидание».

Жанр исторической картины во все времена считался сложнейшим в живописи. Ведь в нем присутствуют и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и собственно жанровая композиция. Умение гармонично объединить эти составляющие, добившись одновременно и содержательности, и образности, и достоверности, что особенно важно для исторического произведения, отличает Дмитрия Слепушкина.

Цикл военно-исторических портретов («Портрет А. Рощина», «Портрет И. Иванова», «Портрет В, Королева») - еще одна яркая страница творчества художника. Его герои – наши современники, члены Военно-исторических клубов Москвы и Петербурга, люди, знающие и любящие историю. В свое время художник и сам участвовал в реконструкциях сражений на Бородинском поле, что дало ему возможность проникнуться атмосферой тех героических времен. Работы автора в жанре исторической картины – не архаичные «окаменелости», но взгляд на историю через переживание современного человека, - патриотизм в его проявлении не бравурном, но искреннем и реальном.

Один из значимых в творчестве Дмитрия Слепушкина жанров – портретный. Художник уже более 14 лет возглавляет мастерскую портрета в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В общении с портретируемым Дмитрий подмечает его характерную мимику, жестикуляцию, изучает личность человека. Наблюдения эти в итоге работают на раскрытие образа – точное, тонкое и деликатное. Так за многие годы возникла целая галерея портретов наших современников, в основном, людей творческих профессий: народного художника СССР Ильи Глазунова, писателя Юрия Полякова, художников Владимира Штейна и Олега Молчанова, скульптора Олега Закоморного и многих других.

Работы в жанре пейзажа у Дмитрия Слепушкина - самые многочисленные и разнообразные. Именно в них отражается образ жизни живописца: поездки и путешествия по разным городам, выезды на пленэр, - постоянное созерцание и запечатление увиденного на холсте.

Для Дмитрия характерно стремление даже в маленьком этюде видеть картину. Он убежден, что вовсе не размер, а удачное композиционное решение, цельность образа поднимают изображенное художником до уровня картины. Интересны в этом смысле такие его работы, как «Закат догорает. Нерехта», «Бурный день», «Башня ветров», «Жизнь провинциальная», «Рассвет над Элладой» . И если в исторической картине для автора важна достоверность, а в портрете – образ, то главное в пейзаже – настроение. «В пейзаже должно быть состояние, мотив, а не просто констатация увиденного», - не устает повторять Дмитрий.

Особыми экспериментами отмечен в творчестве Дмитрия Слепушкина жанр натюрморта. Началось все с ежегодных поездок с семьей в Крым, куда, естественно, самым «ценным багажом» берутся этюдник, холсты и всевозможные предметы: вазы, плетеные корзины, медная утварь. Живопись художника, гармоничная по колориту, буквально «расцветает» под южным крымским солнцем! Особая светоносность достигается игрой рефлексов, бликами, буквально «танцующими» в пространстве и сквозящими повсюду солнечными лучами. Импрессионистическая легкость отличает композиции «На террасе», «Утренний чай», «Полдень в Мисхоре», «Лилии в китайской вазе», «Ялтинские розы», на заднем фоне которых - не привычные для натюрмортов драпировки, а экзотическая растительность, виднеющееся вдалеке море. Натюрморт здесь словно вписан в пейзаж, что делает картину жанрово более сложной и интересной для восприятия. Важно и то, что во многих из этих композиций чувствуется незримое присутствие человека : кажется, что он только-только поставил на стол кружку с чаем, чтобы позавтракать на природе, мгновение назад отодвинул стул, желая присесть к красиво сервированному столу. В результате, во всех этих работах практически отсутствует ощущение «неживой натуры», что следует из перевода самого слова - «натюрморт». Напротив, крымские композиции художника – полное солнца и ярких красок природы торжество жизни!

Важным этапом для Дмитрия Слепушкина стала работа над групповым портретом «Основатель и ректор РАЖВиЗ Илья Глазунов в кругу художников – преподавателей Академии», которая длилась на протяжении четырех лет. Художник решил изобразить на картине оживленный разговор единомышленников, беседу об искусстве, которая происходит на фоне классических интерьеров. Обстановка, знакомая автору еще со студенческих лет, когда по субботам они собирались на обсуждение дел за чашкой чая в доме у своего учителя. Самым сложным для художника было объединить на одном холсте людей с разными характерами, каждый из которых – яркая личность, добиться ощущения естественности и непринужденности происходящего. Все поставленные в этом полотне задачи – и живописные, и портретно-психологические – Дмитрий решил виртуозно. Впоследствии работа была приобретена в собрание музея РАЖВиЗ.

Творчество Дмитрия Слепушкина - явление многогранное, интересное, прежде всего, постоянным перемещением взгляда художника по различным временам и эпохам, глубокими размышлениями об историческом прошлом России, умением мастерски выразить свои мысли на холсте.

По сути, его картины - гимн красоте всего сущего, приумножение кистью автора гармонии мира, созидание этой гармонии уже на новом, художественном уровне, которое, вероятно, и является высшим смыслом искусства живописи.

Ксения Трацевская